| RSS

Сб, 27.04.2024, 03:20

Меню сайта
Категории раздела
Общий раздел законодательство
лишение прав автоюрист
вред при ДТП юрист
протокол споры страховые
постановление ГИБДД наказание
обжалование арест
ОСАГО КАСКО
меры обеспечения прекращение дела
экспертиза штраф
авто камеры регистрация авто
подсудность пункт ПДД
договор ОСАГО купля-продажа
извещение ДТП
налог такси
регресс залог
эвакуация аренда
наследство ходатайство
пешеход дорожный знак
видео часть 4 статьи 12.15
12.24 КоАП 12.27 КоАП
12.19 КоАП старое
12.8 КоАП 12.26 КоАП
ГПК и водитель
Поиск
Друзья сайта
Статистика

Каталог статей



Вопросы регистрации автомобиля

Вопросы регистрации автомобиля

Обзор судебной практики по административным делам и делам об административных правонарушениях, рассмотренным судебной коллегией по административным делам Калужского областного суда, за первый квартал 2016 года

Ошибочное применение материального закона при разрешении дела о признании незаконными действий должностных лиц МРЭО ГИБДД УМВД России по … области по аннулированию регистрации транспортных средств повлекло отмену решения суда.

Х. обратился в суд с заявлением, в котором просил признать незаконными действия начальника отделения … МРЭО УГИБДД УМВД России по … области по аннулированию регистрации транспортного средства … года выпуска, категория ТС: D, VIN № «...»; просил обязать указанное должностное лицо выдать заявителю свидетельство о регистрации упомянутого транспортного средства.

Также в суд поступило заявление Х. о признании незаконными действий начальника отделения … МРЭО УГИБДД УМВД России по … области по аннулированию регистрации транспортного средства …, ... года выпуска, категория ТС: D, VIN № «...»; заявитель просил возложить обязанность на указанное должностное лицо выдать свидетельство о регистрации данного транспортного средства.

Также в суд Х. предъявлено заявление об оспаривании действий начальника отделения № … МРЭО УГИБДД УМВД России по … области по аннулированию регистрации транспортного средства … года выпуска, категория ТС: D, VIN № «...»; заявитель просил обязать названное должностное лицо выдать свидетельство о регистрации данного транспортного средства.

Определением судьи районного суда дела по заявлениям Х. объединены в одно производство для совместного рассмотрения и разрешения.

В обоснование заявленных требований Х. указывает на то, что вышеперечисленные транспортные средства приобретены им по договорам купли-продажи, были поставлены на регистрационный учет в Государственной инспекции безопасности дорожного движения; при этом каких-либо нарушений в таможенном оформлении должностными лицами не было выявлено. Также Х. указывает, что первичная регистрация транспортных средств была произведена бывшими собственниками более пяти лет назад. Считает, что в результате аннулирования регистрации транспортных средств, проведенного без должной проверки, и при отсутствии допуска принадлежащих ему автомобилей для участия в дорожном движении нарушены его права владельца транспорта. Ссылается на то, что в соответствии с положениями действующего законодательства регистрационный учет может быть восстановлен на основании судебных решений.

Решением районного суда постановлено признать незаконными действия отделения … МРЭО УГИБДД УМВД России по Калужской области по аннулированию регистрации транспортных средств (автобусов), принадлежащих … года выпуска, категория ТС: D, VIN № «...»; ..., ... года выпуска, категория ТС: D, VIN № «...»; ..., ... года выпуска, категория ТС: D, VIN № «...». На отделение ...МРЭО ГИБДД УМВД России по … области возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца, а также сообщить об исполнении решения в суд и Х. в течении одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Судебная коллегия отменила данное решение суда по следующим основаниям.

По делу представлены паспорта транспортных средств (дубликаты) на следующие автомобили: ... года выпуска, VIN № «...» (т.«...» л.д. «...»); ..., ... года выпуска, VIN № «...» (т.«...» л.д.«...»); ..., ... года выпуска, VIN № «...» (т.«...» л.д.«...»).

Собственником указанных автомобилей согласно сведений ПТС является Х., который по данным ПТС приобрел: автомобиль ... ... - в ... году, автомобили ... – в .. году.

Из дела видно, что приобретенный Х. автомобиль ... ... ранее был поставлен на учет в городе «...» … области; по базе регистрационного учета данный автомобиль был зарегистрирован за проживающим в городе «...» Калужской области Х. .. ... года в связи со сменой собственника транспортного средства (т.«...» л.д.«...»).

Также из дела видно, что приобретенный Х. автомобиль ..., ... года выпуска, VIN № «...» был зарегистрирован за проживающим в городе «...» Калужской области Х. … ... года и поставлен на учет в городе «...» Калужской области (т.«...» л.д.«...»).

Также из дела видно, что приобретенный Х. автомобиль ..., ... года выпуска, VIN № «...» был зарегистрирован за проживающим в городе «...» Калужской области Х. .. ... года и поставлен на учет в городе «...» Калужской области (т.«...» л.д.«...»).

Установлено, что со ссылкой на отсутствие таможенного оформления была аннулирована регистрация: транспортного средства ... ... – … (т.«...» л.д.«...»), транспортного средства ..., VIN № «...» - … года (т.«...» л.д.«...»), транспортного средства ..., VIN № «...» – … (т.«...» л.д.«...»).

Не согласившись с указанными действиями по аннулированию произведенной регистрации транспортных средств, Х. оспорил их в судебном порядке, обратившись в суд с рассматриваемым заявлением.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции указал на то, что в судебное заседание не были представлены доказательства проведения органами внутренних дел в установленном порядке проверок в отношении законности постановки на учет транспортных средств, принадлежащих Х. При вынесении решения районный суд также исходил из того, что должностными лицами в рассматриваемой ситуации при установлении обстоятельств, предусмотренных пунктом 3 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД Российской Федерации, утвержденных Приказом МВД Российской Федерации от 24 ноября 2008 года № 1001 (далее – Правила регистрации), должно было быть признано недействительным первичное регистрационное действие и все последующие регистрационные действия. Отсутствие указания о признании недействительным первоначального регистрационного действия при принятии решения об аннулировании регистрации транспортного средства делает невозможным применение положений о пятилетнем сроке давности, по истечении которого не допускается прекращение регистрации. При этом, как указал суд первой инстанции, первичные регистрации автобусов до настоящего времени не аннулированы. Также в обоснование принятого решения районный суд указал, что данными о том, что с момента первичной постановки автомобилей на регистрационный учет до принятия оспариваемых решений должностными лицами ГИБДД принимались меры по ограничению допуска автомашин к участию в дорожном движении, суд не располагает.

Однако, с решением суда нельзя согласиться, исходя из следующего.

Пунктом 3 статьи 15 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» предусмотрено, что допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, за исключением транспортных средств, участвующих в международном движении или ввозимых на территорию Российской Федерации на срок не более шести месяцев, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов. Регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается.

Из данной нормы следует, что отсутствие документа, удостоверяющего соответствие транспортного средства установленным требованиям безопасности дорожного движения, препятствует его регистрации. Таким документом, является паспорт транспортного средства, подтверждающий техническую безопасность автомобиля, номерные обозначения узлов и агрегатов которого указаны в этом паспорте.

Советом Министров - Правительством Российской Федерации 18 мая 1993 года в целях упорядочения допуска транспортных средств к эксплуатации на территории Российской Федерации, усиления борьбы с их хищениями и другими правонарушениями на автомобильном транспорте было принято постановление № 477 «О введении паспортов транспортных средств». Пунктом 2 этого постановления предусматривалось, что паспорта транспортных средств выдаются таможенными органами – на транспортные средства и шасси, ввозимые на территорию Российской Федерации после 1 июля 1993 года, а на транспортные средства и шасси с электродвигателем - после 7 августа 2008 года.

В силу пункта 19 Правил регистрации транспортные средства, номерные агрегаты, ввезенные на территорию Российской Федерации, регистрируются за юридическими или физическими лицами, указанными в документах, которые были выданы таможенными органами Российской Федерации при таможенном оформлении транспортных средств, номерных агрегатов в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации.

По делу представлены документы, достоверно подтверждающие, что вышеуказанные автомобили таможенное оформление не проходили (т.«...» л.д.«...», т.«...» л.д.«...», т.«...» л.д.«...», «...»). Эти сведения со стороны Х. не опровергнуты.

В силу пункта 3 Правил регистрации не подлежат регистрации в Госавтоинспекции и не проводятся регистрационные действия с транспортными средствами, если представлены транспортные средства, изготовленные в Российской Федерации, в том числе из составных частей конструкций, предметов дополнительного оборудования, запасных частей и принадлежностей, или ввезенные на ее территорию сроком более чем на шесть месяцев, без представления документов, подтверждающих проведение их сертификации в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо подтверждающих их выпуск на территории Таможенного союза без ограничений по их пользованию и распоряжению или с таможенными ограничениями, установленными таможенными органами.

В силу пункта 51 Правил регистрации при установлении органом внутренних дел, проводящим проверку, обстоятельств, указанных в пункте 3 данных Правил, регистрация транспортного средства прекращается (аннулируется) регистрационным подразделением по месту регистрации транспортного средства. При прекращении (аннулировании) регистрации признаются недействительным конкретное регистрационное действие (несколько регистрационных действий) и все последующие регистрационные действия. Регистрационные документы, паспорта транспортных средств, регистрационные знаки в случае их наличия сдаются в подразделение Госавтоинспекции и утилизируются в установленном законодательством Российской Федерации порядке. Регистрационные документы, паспорта транспортных средств, кроме признанных поддельными, а также регистрационные знаки, не предоставленные в регистрационное подразделение, выставляются в розыск.

В данном случае при установленных по делу обстоятельствах, свидетельствующих о том, что таможенное оформление упомянутых транспортных средств не производилось, в регистрационном подразделении по месту регистрации этих транспортных средств в городе «...» Калужской области были совершены законные действия по аннулированию регистрации в соответствии с положениями пунктов 3, 51 Правил регистрации.

Признание этих действий судом не соответствующими нормативным установлениям основано на ошибочном применении материального закона при разрешении дела.

Что касается пятилетнего срока, предусмотренного пунктом 51 Правил регистрации для целей аннулирования регистрации, то судом не учтено, что этот срок связан с обстоятельствами регистрации по признававшимся поддельными или недействительными документам; течение этого срока связывается с существующей регистрацией (которая и аннулируется) на момент принятия решения о ее аннулировании.

Отказ в удовлетворении требований Х. не создает непреодолимых препятствий в его реализации прав на приобретенные транспортные средства, поскольку в соответствии с пунктом 51 Правил регистрации (с учетом правовых позиций, изложенных в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 22 апреля 2011 года № 5-П) предусматривается возможность для восстановления регистрационного учета транспортных средств при условии установления их соответствия требованиям безопасности дорожного движения в законодательно предусмотренных процедурах удостоверения такого соответствия.

С учетом изложенного, решение суда первой инстанции было отменено с принятием нового решения об отказе в удовлетворении заявленных Х. требований.

Источник: сайт Калужского областного суда.

Категория: регистрация авто | Добавил: lawor (03.10.2016)
Просмотров: 531 | Теги: сотрудник, автомобиль, ГИБДД, Регистрация, действия, незаконные