Хранение машины на платной автостоянке
Вопрос: Какие нормативные акты регулируют правила хранения автомобиля на платной автостоянке?
Ответ автоюриста Лезина А.В.: Правила оказания услуг автостоянок, утв. Постановлением Правительства РФ от 17.11.2001 N 795, Гражданский кодекс РФ (глава 47), Закон от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей». С этими законодательными актами автолюбитель может ознакомиться в любое время. Например, они находятся в открытом доступе в сети Интернет.
Вопрос: Можно ли до заключения договора получить информацию о порядке хранения моей машины на автостоянке?
Ответ автоюриста: Да. Любой автомобилист, в данном случае выступающий в роли потребителя, в любой момент может обратиться на автостоянку или к её руководству (если находятся в отдельном офисе) с просьбой предоставить информацию об оказываемых автостоянкой услугах.
Авто потребителю обязаны предоставить всю необходимую информацию об оказываемых услугах:
- перечень оказываемых услуг;
- правила пользования автостоянкой, правила техники безопасности, противопожарные, санитарные правила;
- цены на услуги;
- перечень категорий потребителей, имеющих право на получение льгот;
- перечень льгот, предоставляемых при оказании услуг;
- образцы договоров, актов, сохранных расписок и других документов, удостоверяющих прием и выдачу машины и оплату услуг потребителем;
- адрес и номер телефона исполнителя и режим работы автостоянки;
- адрес и номер телефона подразделения по защите прав потребителей.
Вышеуказанный перечень не является исчерпывающим. Если человеку планирующему оставить автомобиль на автостоянке необходима другая информация, и она является важной для пользования услугами, то автостоянка обязана её предоставить.
Вопрос: Где можно узнать информацию о режиме работы автостоянки?
Ответ автоюриста: Информация о режиме работы автостоянки должна быть размещена на вывеске в месте нахождения автостоянки. Работники организации обязаны соблюдать установленный режим работы автостоянки.
Вопрос: Могут ли работники автостоянки отказать мне в хранении автомобиля?
Ответ автоюриста: Нет, представители автостоянки обязаны заключить с потребителем договор. Исключение – это случаи, когда отсутствует возможность предоставления услуг (например, у автостоянки есть обязанность предоставлять услуги определенной категории лиц).
Организация, оказывающая услуги по платному хранению автомобилей, не вправе оказывать предпочтение одному потребителю перед другим в отношении заключения договора, кроме случаев, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации. Любой автолюбитель может прийти на автостоянку и попросить заключить с ним договор на хранение транспортного средства.
Вопрос: В каком порядке оказываются услуги по хранению машины на платной автостоянке?
Ответ автоюриста: Человек желающий поставить автомобиль на автостоянку приходит для заключения договора к исполнителю (обычно – саму автостоянку). Оказание услуг по хранению автомобиля пожжет оказываться по предварительной заявке или без неё. Такая заявка подаётся потребителем в письменной или иной форме. Автостоянка обязана вести учёт заявок. После этого представители автостоянки назначают дату и время заключения договора (о чём извещается потребитель). Если потребитель не смог прибыть вовремя, то его обязаны обслужить в порядке общей очереди.
Если представители автостоянки не могут принять автомобиль на хранение, то потребителю обязаны выдать письменный мотивированный отказ в хранении транспортного средства (только по просьбе потребителя). Этот документ должен быть подписан представителем автостоянки.
Договор на хранение транспортных средств заключается в письменной форме. Сведения, которые должен содержать договор, указаны в пункте 10 Правил оказания услуг автостоянок, утв. Постановлением Правительства РФ от 17.11.2001 N 795. В том числе этот договор должен содержать все необходимые достоверные сведения о порядке хранения автомобиля на платной автостоянке. Один экземпляр договора должен быть вручен автолюбителю, оставляющему транспортное средство на стоянке.
При кратковременной разовой постановке автомобиля на автостоянку договор может быть заключен путём выдачи расписки или квитанции (иного подобного документа). В ней должен быть указан государственный регистрационный знак автомашины поставленной на стоянку. Один экземпляр такой расписки должен вручаться потребителю.
При заключении договора представители автостоянки обязаны ознакомить потребителя с правилами пользования автостоянкой, противопожарными правилами, правилами техники безопасности и санитарными правилами.
Вопрос: Что делать если я потерял договор (расписку) о сдаче автомобиля на хранение?
Ответ автоюриста: Необходимо срочно известить представителей автостоянки о пропаже. Автомобиль будет выдан вам на основании письменного заявления. При этом необходимо будет предъявить паспорт и документы, подтверждающие право собственности (владения, пользования) на автомобиль.
Вопрос: Могут ли мне помимо хранения автомобиля навязать какие-либо другие платные услуги?
Ответ автоюриста: Нет. Пункт 15 Правил оказания услуг автостоянок запрещает это делать. Если такие услуги были навязаны, то потребитель имеет право потребовать возврата оплаченных средств.
Вопрос: В каком порядке оплачиваются услуги по хранению автомобиля?
Ответ автоюриста: Порядок и цена указаны в заключённом вами договоре. Обязательно внимательно читайте заключаемый договор перед его подписанием.
Вопрос: Представитель автостоянки ссылается на то, что он понёс чрезвычайные расходы при хранении моего автомобиля. Эти расходы не указаны в договоре. Обязан ли я оплачивать данные расходы?
Ответ автоюриста: Порядок оплаты чрезвычайных расходов установлен пунктом 17 Правил оказания услуг автостоянок.
Из судебной практики: Спор с автостоянкой из-за поджога.
Продолжение статьи (пройти по ссылке). |