Немного нервно об ОСАГО
Dum spiro, spero - Пока дышу, надеюсь
Как известно отношения автовладельцев и автостраховщиков носят довольно напряженный характер. И напряжение это начинается не в момент получения страхового возмещения, а в момент приобретения (попытки приобретения) полиса ОСАГО.
Чтобы не быть облапошенным автостраховщиком нужно знать законодательство в сфере ОСАГО. Первоочередным правовым актом для прочтения будет ФЗ «Об ОСАГО». Давайте немного почитаем его («много» почитать его вы сможете, самостоятельно зайдя в Интернет и скачав в Консультанте актуальную редакцию сего творения).
На какие важны моменты мы можем обратить своё внимание при чтении закона об «ОСАГО»?
Во-первых, закон принят с целью защиты прав потерпевших (преамбула закона «Об ОСАГО»). Однако пока защита прав потерпевших с помощью этого закона поставлена не на должном уровне. Например, автовладельцы часто сталкиваются со следующими проблемами:
- невозможность оформления полиса ОСАГО;
- принудительно-добровольное оформление полиса в неизвестно-отдаленной страховой компании;
- навязывание дополнительных услуг при оформлении полиса ОСАГО;
- обязательный ремонт по ОСАГО, а не ремонт у того, кого хочу;
- вымогательство денежных средств со стороны СТО после направления от страховой компании (по мотиву: мало заплатила страховая СТО, ремонт столь стоить не может и т.д.) и многие другие проблемы.
Вы связи с этими проблемами (а может и не в связи с этим, а просто с целью экономии) многие водители гоняют по России-матушке вообще без полиса ОСАГО или с какими-то бумажками купленными в переходе за 1000 рублей. Количество постановлений ГИБДД оформленных за отсутствие страховки за 2017 год исчисляется миллионами. Что никак не мешает оформленным водителям продолжать гонять без полиса. «Всё равно дешевле, чем полис покупать. А в ДТП я всё равно не попаду»: рассуждают такие автовладельцы.
Вся эта ситуация показывает насколько мы далеки от положений писанного права и насколько близки к не писанному праву («понятиям», блату, телефонному праву, бартеру, кумовству и т.д.).
Короче, цель закона «полноценная защита прав потерпевших» пока не достигнута. И до сих пор актуален совет: «Не щелкайте клювом при ДТП».
Во-вторых, в законе прописано, что по ОСАГО при дорожно-транспортном происшествии компенсируется вред, причиненный не только в пределах дорог, но и на иных территориях (статья 1 закона). Таким образом, если кто-то будет проезжать вам по ушам что ДТП во дворе (АЗС, стоянке, жилой зоне и т.д.) – это не страховой случай по ОСАГО, то шлите его в лес. При таком ДТП вызывайте ГИБДД и оформляйте ДТП как положено. Если уж вас начали облапошивать сразу после происшествия, то оформлять происшествие нужно только с участием ГИБДД.
В-третьих, в законе написано, что компенсацию по ОСАГО может получить не только водитель (невиновный в ДТП владелец транспортного средства), но и пешеход и пассажир транспортного средства. При ДТП пешеходы и пассажиры часто почему-то забывают обращаться в страховую компанию за компенсацией материального ущерба, вреда причиненного здоровью. А зря ведь они имеют на это полное право (статья 1 закона). Но это их выбор.
Не будем их заставлять обращаться за выплатами к автостраховщику. Может быть, они не хотят заниматься волокитой. Ведь, как известно в страховой компании (и других организациях) тебе рады только тогда, когда ты приносишь деньги, а не тогда когда ты их «уносишь» (хоть и имеешь на это полное право).
В-четвёртых, в законе «Об ОСАГО» (статья 1 закона) указано, что потерпевший – это лицо, которому причинен вред здоровью или жизни, а также материальный ущерб. Уже из этого можно сделать вывод, какой именно вред будет возмещен по ОСАГО. Это материальный ущерб при ДТП (машинку разбили и иное имущество), вред здоровью (лечение, утрата заработка и иное) и вред жизни (человек умер, но можно хотя бы возместить расходы на похороны, потерю кормильца и т.д.).
Также из первой и других статей статьи закона следует, что по ОСАГО не возмещается моральный вред и упущенная выгода. Чтобы взыскать эти потери по общему правилу нужно обращаться к виновнику ДТП. Если же у виновника ДТП вообще не было полиса, то с виновника ДТП придется взыскивать материальный ущерб, моральный вред, упущенную выгоду. Вред здоровью и жизни должен быть компенсирован РСА (в пределах лимита, а если лимит превышен, то виновником ДТП).
Как вы понимаете, виновник ДТП обычно не горит желанием платить «по счетам». Вполне возможно, что чтобы взять его за жабры придётся походить по отделам ГИБДД, судам, приставам-исполнителям. Также возможно потерпевшему придётся попить валедольчика, корвалольчика и других лекарств, препятствующих поступить с виновником ДТП по принципам установленным в древнерусском праве.
В-пятых, из закона «Об ОСАГО» мы можем узнать, что по договору ОСАГО ваша основная обязанность – это заплатить денежку в страховую компанию при заключении договора, а потом у вас как будто бы одни права (получить возмещение при ДТП). То есть в законе не прописаны такие обязанности, как хождение по офисам страховых компаний, многочасовое блуждание по сайтам страховых компаний, принудительно-добровольное страхование у автостраховщика у чёрта на куличиках, блуждание после ДТП от страховой компании к СТО и обратно. Но по факту мы их (обязанности) имеем.
В-шестых, из закона следует, что физическое лицо (обычный автовладелец не обогащенный созданием юридического лица) по ОСАГО может получить по общему правилу только страховое возмещение в видео ремонта. Почему-то государство больше доверяет юридическим лицам, чем обычным гражданам. Ведь юридические лица по-прежнему по общему правилу может получить заветные наличные денежные средства. Ещё предстоит проверить умным людям из Конституционного суда России как соотноситься с законодательством факт принудительного направления граждан ремонтировать свою ласточку на СТО, которому страховая компания перечислит недостаточные средства и который будет долго кумекать, чтобы такое установить на автомобиль, чтобы оно сразу не отпало, а отпало аккурат после истечения гарантийного срока. Верим и ждём. А пока имеем то, что имеем.
В-седьмых, из закона «Об ОСАГО» узнаем, что оказывается автостраховщиком не моет быть кто попало (может быть лучше чтобы им были кто попало). Автостраховщиком по ОСАГО можно быть, только если ты (не ты, а юридическое лицо) имеешь лицензию. Это условие (получение лицензии) даёт нам понять, что среди автостраховщиков не должно быть неумных людей (хотел написать другое слово, но передумал). Однако эти не побоюсь сказать величайшие люди, длительное время продолжают заниматься ОСАГО, несмотря на то что (по их словам) это страхование приносит им только убытки.
Прям вижу в своих мечтах, как очередной глава страховой копании садиться на старый и убитый запорожец и едет в отдаленную часть города в маленький офис, чтобы не жалея живота своего продолжить выдавать полисы ОСАГО страждущим автовладельцам (естественно не навязывая при этом «допы» и производя максимальные выплаты по ОСАГО и направляя автовладельцев только к СТО официального дилера на ремонт).
Однако это были мечты, а реальность сурова. Скорее я поверю, что садясь в свой супер-кар глава страховой компании отправиться в свой дорогой офис, чтобы ещё раз подумать о том, как снизить издержки (а точнее увеличить доходы) по ОСАГО. И снижение это будет достигаться за счет следующего:
- навязать допы при заключении договора ОСАГО,
- перечислить на СТО максимально маленькую сумму (за ремонт при ДТП),
- отремонтировать транспортное средство не у официального дилера, а на универсальном СТО (того автовладельца который должен быть отремонтирован у «официалов»),
- если и платить автовладельцу, то платить мало.
И о том насколько башковитые люди (по части снижения своих издержек) работаю в страховых компаниях, вы сможете узнать очень скоро – когда пойдёте в офис страховой компании за полисом ОСАГО или при обращении к автостраховщику после ДТП. По-крайней они башковитей армии чиновников, которые всё никак не могут придумать, как же осадить автостраховщиков, чтобы они добросовестно исполняли свои обязанности по ОСАГО.
Вторая часть статьи по ссылке. |