Обязанности сотрудника ГИБДД при остановке автомобиля
Сегодня модно говорить об обязанностях водителей при общении с сотрудниками ГИБДД. Однако у инспекторов также немало обязанностей перед автолюбителями.
Об обязанностях сотрудника ГИБДД при составлении протоколов, ранее мы уже говорили неоднократно. Сегодня поговорим о тех обязанностях, которые есть у сотрудника ДПС сразу после остановки автотранспортного средства.
Обязательный порядок действий инспектора при остановке автомобиля
Действия сотрудника ГИБДД при остановке автомобиля подробно прописаны в Административном регламенте МВД РФ от 02.03.2009г. №185. (далее – Регламент ГИБДД). Этот нормативно-правовой акт является обязательным для исполнения всеми инспекторами. Он определяет суть их работы на дороге.
Несоблюдение инспектором любого пункта из Регламента ГИБДД, даже если это не повлекло нарушения конкретных прав автомобилиста – это серьёзнейшее нарушение. Ведь в этом документе само начальство написало сотруднику, как он должен действовать в той или иной ситуации. Нарушать эти требования – это значить не исполнять приказ руководства.
Также не стоит забывать, что сотрудник ГИБДД стоит на дороге не просто так. Он поставлен туда, чтобы защищать права всех участников дорожного движения (в том числе остановленного водителя). Для инспектора права остановленного автолюбителя должны являться высшей ценностью. Его обязанность их строжайшее соблюдение, защита и признание (статьи 2, 18 Конституции РФ).
Если держать в голове этому мысль, то станет, например, понятным возмущение автолюбителя, который ничего не нарушая ехал по дороге, а его просто так остановил сотрудник ГИБДД. Представим себе также ситуацию, что при этом инспектор не представился (представился невнятно), не назвал причину остановки или допустил другие нарушения. Допустим также, что на обоснованные возражения автолюбителя (о несогласии с допущенными нарушениями), сотрудник не только «не исправляется», а начинает завуалировано угрожать автомобилисту. Такие действия, если они допущены, являются нарушением самой сути требований Конституции, а также принципов деятельности автоинспектора изложенных статьях 19-23 Регламента ГИБДД.
Требования Регламента ГИБДД к порядку действия инспектора сразу после остановки автомобиля:
Сразу после остановки автомобиля сотрудник ГИБДД обязан представиться, назвать свою должность и звание, фамилию, а также сообщить причину и цель обращения. Все эти сведения автоинспектор должен сообщить водителю сразу же.
То есть неправомерными будут действия сотрудника ГИБДД, если сразу после остановки автомобиля он представиться, а причину и цель обращения сообщить лишь через 10 минут или только после неоднократных просьб автомобилиста. Эти обязанности инспектора следуют из пункта 20 Регламент ГИБДД.
Помимо вышеуказанного, в связи с тем, что автолюбитель остановил машину не по своей воле, а по принудительному требованию сотрудника ГИБДД, то остановка транспортного средства, безусловно, является ограничением прав и свобод автомобилиста. Например, ограничением права на свободное передвижение по дорогам своей страны. Это право автолюбителю гарантировано частью 1 статьи 27 Конституцией.
Раз так, то сотрудник ГИБДД обязан также разъяснить автолюбителю основание и повод для остановки автомобиля, и возникающие при этом у автолюбителя права и обязанности. Это обязанность сотрудника также следует из пункта 20 Регламента ГИБДД.
Когда сотрудник ГИБДД выполняет вышеуказанные требования, то он обязан говорить чётко и громко, чтобы любой автолюбитель смог разобрать все сообщаемые ему сведения. Делать это автоинспектор должен с учётом наличия шума исходящего от проезжающих автомобилей.
Недопустимо для инспектора ДПС говорить невнятно (нечётко, тихо, скороговоркой), так чтобы автолюбитель не услышал каких-либо его персональных данных. К таким действиям (говорить громко и внятно) сотрудника ГИБДД обязывает пункт 19 Регламента ГИБДД. Например, в данном пункте есть такие требования, к сотруднику ГИБДД, как быть понятным. Как может автолюбитель что-то понять, если все слова были произнесены скороговоркой, тихо и невнятно? Там же указано, что автоинспектор должен исключать возникновение ситуаций, когда есть возможность ошибочного или двоякого понимания его действий. Если говорить тихо и невнятно, то, как раз, такие ситуации и возникнут.
Идём дальше. Требование об останове автомобиля должно быть чётким и понятным для автомобилиста. Из таких действий сотрудника конкретный автолюбитель должен понять, оно (требование об остановке) имеет отношение именно к нему, а не кому-то другому. Эта обязанность для автоинспектора установлена пунктом 22 Регламента ГИБДД.
Если инспектор хочет составить протокол, то он должен всё объяснить остановленному автолюбителю. При этом сотрудник ГИБДД должен излагать всё без нравоучений и со ссылкой на Правила дорожного движения (пункт 23 Регламента ГИБДД).
Если автолюбитель не согласен с мнением инспектора, то тот обязан разъяснить ему порядок обжалования своих действий. Эта обязанность должностного лица следует из 23 пункта Регламента ГИБДД. Ведь не согласие с протоколом (пусть ещё не составленным) – это конфликтная ситуация. А возникновение конфликтной ситуации обязывает сотрудник так поступить.
Мнение! Пункт 23 Регламента ГИБДД навряд ли исполняется большинством сотрудников ГИБДД. Например, остановленный автолюбитель имеет право обжаловать действия сотрудника ГИБДД в прокуратуру. Значить такое право должно разъясняться автолюбителям при возникновении любой конфликтной ситуации. Этого не наблюдается.
Важно! При остановке транспортного средства сотрудник ГИБДД обязан предъявить служебное удостоверение (в развёрнутом виде), только если автомобилист сам об этом попросит (пункт 20 Регламент ГИБДД).
|