Как обжалуется определение об отказе в удовлетворении ходатайства
Определение Конституционного суда Российской Федерации
об отказе в принятии к рассмотрению жалобы … на нарушение конституционных прав и свобод частью 2 статьи 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
город Санкт-Петербург 24 октября 2013 года
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д.Зорькина, судей К.В.Арановского, А.И.Бойцова, Н.С.Бондаря, Г.А.Гаджиева, Ю.М.Данилова, Л.М.Жарковой, Г.А.Жилина, С.М.Казанцева, М.И.Клеандрова, А.Н.Кокотова, Л.О.Красавчиковой, С.П.Маврина, Н.В.Мельникова, Ю.Д.Рудкина, Н.В.Селезнева, О.С.Хохряковой, В.Г.Ярославцева, рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы … к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,
установил:
1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации ... просит признать противоречащей статьям 46 (часть 1) и 47 (часть 1) Конституции Российской Федерации часть 2 статьи 23.1 КоАП Российской Федерации, устанавливающую перечень дел об административных правонарушениях, которые рассматриваются судьями в случаях, если орган или должностное лицо, к которым поступило дело о таком административном правонарушении, передает его на рассмотрение судье.
Как следует из представленных материалов, …
Заявитель утверждает, что дело о правонарушении, предусмотренном статьей … КоАП Российской Федерации, относится к категории дел, которые могут быть переданы на рассмотрение судье, и его защитник дважды обращался с ходатайствами о направлении дела на рассмотрение судье, однако ни одно из них не было рассмотрено, притом что такие ходатайства подлежат обязательному удовлетворению, поскольку в противном случае лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, лишается права на судебную защиту.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Часть 2 статьи 23.1 КоАП Российской Федерации определяет подведомственность дел об административных правонарушениях, которые рассматриваются судьями в случаях, если орган или должностное лицо, к которым поступило дело о таком административном правонарушении, передает его на рассмотрение судье. При этом объем прав и обязанностей участников производства по делу об административном правонарушении не зависит от того, кем рассматривается дело об административном правонарушении, и лицо, в отношении которого ведется производство по делу, во всяком случае имеет право оспорить вынесенное постановление в суде (часть 1 статьи 30.1 КоАП Российской Федерации).
Кроме того, в соответствии с частью 1 статьи 25.1 КоАП Российской Федерации лицо, привлекаемое к административной ответственности, вправе заявлять ходатайства. Реализуя данное право, указанное лицо может заявить ходатайство о передаче дела на рассмотрение судье, и в силу части 1 статьи 24.4 названного Кодекса данное ходатайство подлежит обязательному рассмотрению органом или должностным лицом, в производстве которых находится дело.
Это, однако, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, не предполагает его обязательного удовлетворения (определения от 17 июля 2012 года № 1339-О, от 23 апреля 2013 года № 577-О, от 16 июля 2013 года № 1180-О и др.). В случае же отказа в удовлетворении ходатайства решение органа или должностного лица, в производстве которых находится дело, выносится в виде мотивированного определения (статьи 24.4, 25.1 и 29.12 КоАП Российской Федерации).
При этом проверка законности и обоснованности определения об отказе в удовлетворении ходатайства осуществляется при обжаловании вынесенного постановления по делу об административном правонарушении, поскольку в силу части 3 статьи 30.6 КоАП Российской Федерации судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 16 декабря 2010 года № 1577-О-О и от 26 мая 2011 года № 647-О-О).
Таким образом, часть 2 статьи 23.1 КоАП Российской Федерации, действующая во взаимосвязи с иными нормами законодательства об административных правонарушениях, не предполагает возможности произвольного разрешения вопроса о передаче органом или должностным лицом дела об административном правонарушении на рассмотрение судье в случае заявления ходатайства о такой передаче. Соответственно, она не может рассматриваться как нарушающая конституционные права заявителя в указанном им аспекте.
Проверка же законности и обоснованности решений и действий (бездействия) должностных лиц государственных органов к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации не относится (статья 125 Конституции Российской Федерации и статья 3 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации»).
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы … «...», поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимым.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации В.Д.Зорькин
№ 1551-О |