Права при остановке сотрудником ДПС
У водителя, остановленного сотрудником ГИБДД, есть ряд прав. Эти права возникают сразу же после остановки автомобиля.
Так, пункт 20 Административного регламента МВД от 02.03.2009г. №185 (далее – Приказ №185) обязывает сотрудника ДПС остановившего автомобиль представиться. А именно он должен сообщить следующие сведения: свою фамилию, должность, звание. Также инспектор обязан сообщить автолюбителю причину и цель обращения.
Это значить, что остановленный автомобилист имеет полное право требовать от инспектора предоставления данных сведений (хотя сам инспектор обязан сообщить все вышеуказанные сведения без какого-либо напоминания). Если автолюбитель захочет удостовериться действительно ли данный человек является сотрудником полиции и попросит предъявить ему служебное удостоверение, то сотрудник ДПС обязан это сделать.
Поскольку сотрудник ГИБДД остановил транспортное средство принудительно, то есть ограничил право конкретного водителя на свободное и беспрепятственное передвижение по дорогам страны, то он (сотрудник) обязан разъяснить основание и повод для остановки транспортного средства. Также водителю должны быть разъяснены права и обязанности, возникшие в связи с ограничением его прав.
Пункт 19 Приказа №185 обязывает инспектора обращаться к автолюбителю на «Вы». Неважно, по какой причине был остановлен автомобиль (она должна быть законной), инспектор обязан уважительно относиться к остановленному человеку. В пункте 19 Приказа №185 особо подчеркнуто, что при общении сотрудник ДПС должен быть вежливым. Все свои претензии он обязан предъявлять только в понятной форме. При этом автоинспектор должен избегать создания ситуаций, когда его неправильно поймут.
Пункт 22 Приказа №185 обязывает автоинспектора подавать участникам дорожного движения только четкие и понятные сигналы. Конкретный водитель должен заведомо понимать, что данные сигналы имеют отношение именно к нему. Также автолюбитель имеет право, чтобы при остановке его автомобиля не создавалась аварийная ситуация (автомобиль не должен останавливаться в самый последний момент или с нарушением ПДД).
В пункте 23 Приказа №185 указано, что если инспектор ДПС посчитал, что автолюбитель что-то нарушил, то он должен сначала рассказать водителю, почему он сделал такой вывод. Причём делать это он обязан со ссылкой на конкретные положения законодательства. Водитель имеет право не согласиться с мнением инспектора (в дальнейшем составленный протокол можно отменить по основаниям, установленным в статье 24.5 КоАП).
Если в ходе разговора возник конфликт, то сотрудник обязан разъяснить порядок обжалования своих действий. Даже если автоинспектор считает, что конфликт отсутствует, но водителю этого требует, он всё равно обязан разъяснить порядок обжалования своих действий.
Если автолюбитель считает действия сотрудника ДПС неправомерными и из-за этого разволновался, то он (сотрудник) обязан предоставить время, чтобы автолюбитель смог мог успокоиться. После этого автолюбитель имеет право дать объяснения. По требованию водителя также предоставляется информация о месте нахождении дежурного и его номере телефона.
В соответствии с пунктом 25 Приказа №185 водитель имеет право производить запись происходящего на аудио- или видеоаппаратуру.
После передачи сотруднику ГИБДД документов для проверки автолюбитель имеет право требовать от инспектора, чтобы он обращался с ними аккуратно, не делал в них пометки (в непредусмотренных местах).
Как видно из вышеуказанного, при общении с автомобилистом сотрудник ГИБДД должен быть понятным, добропорядочным, вежливым. Он не должен юлить, хитрить, а также применять уловки. Таковы требования Приказа №185 подготовленного специально для автоинспектора. Любой автолюбитель же в свою очередь имеет полное право требовать от каждого сотрудника ГИБДД исполнения всех вышеназванных обязанностей.
Важно! Все вышеперечисленные обязанности сотрудник ГИБДД обязан выполнять без напоминания либо после однократной просьбы (предъявление служебного удостоверения). Попытки уклониться от исполнения обязанности, либо выполнение через значительный промежуток времени (явно ничем не обоснованный) – грубое нарушение требований законодательства.
Важно! Не стоит также забывать, что если инспектор планирует составлять протокол или постановление, то у автомобилиста появляются дополнительные права, предусмотренные статьями 25.1 КоАП и 51 Конституцией. В том числе право на обращение за юридической помощью, где автолюбителю помогут защитить свои права.
А теперь давайте немного поговорим о правах водителей при составлении протоколов сотрудниками ГИБДД.
Как уже было указано выше, есть такие статьи, как 25.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях и 51 Конституции РФ.
Со статьёй 51 Конституции РФ всё более или менее понятно (Хотя не до конца. Об этом, например, свидетельствует одна из жалоб поданная в Конституционный суд, в которой водитель указал что, обязывая его проходить медицинское освидетельствования его тем самым принуждают свидетельствовать против себя, а запрет на это установлен в статье 51 Конституции РФ. Логика в словах автолюбителя была, но, тем не менее, ему отказали в удовлетворении данной жалобы.).
Статья же 25.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях по-прежнему для многих автолюбителей остаётся «землёй неизведанной». А зря. При составлении протоколов всё общение с сотрудником ГИБДД должно анализироваться водителем через призму данной статьи.
Неиспользование возможностей предусмотренных статьёй 25.1 КоАП РФ многих автолюбителей привело к печальным последствиям: штрафу, лишению водительских прав, аресту.
Что же такого написано в статье 25.1 КоАП РФ, что позволяет автолюбителям вести разговор с сотрудником ГИБДД на равных?
Там написано всего лишь, что при составлении протоколов и вынесении постановления водитель имеет право на юридическую помощь, дачу объяснений, ознакомление с материалами дела, представление доказательств, заявление отвода и ходатайств.
Вроде бы ничего такого, чтобы итак не знал водитель в статье 25.1 КоАП РФ не написано. Это не значит, что статья 25.1 КоАП РФ является бесполезной. Она очень важна. Всё дело в том, как именно реализовывать тем права, которые прописаны в данной статье.
В данном случае речь идет уже не о том знает ли водитель свои права, а о том умеет ли он использовать их на практике. И здесь мы уже отходим от темы «права водителей при составлении протоколов сотрудниками ГИБДД» и переходим к теме «как водителю реализовать свои права, которые прописаны в законе» и что делать, если сотрудник ГИБДД не даёт водителю это сделать. Об этом поговорим в следующий раз. |