Приказ 185 ГИБДД часть 3
Эта третья часть статьи об Административном регламенте ГИБДД от 02.03.2009г. №185 регламентирующего порядок действий всех сотрудников ДПС. Сам приказ можно скачать, пройдя по этой ссылке. Можно также прочитать часть первую данной статьи и часть вторую данной статьи.
Пункт 20 Приказа 185 требует от сотрудника ГИБДД, чтобы при обращении к водителю он всегда представлялся, называл свою фамилию, должность и специальное звание. После исполнения данного требования инспектор ГИБДД обязан сразу же сообщить причину и цель обращения.
Естественно он должен говорить внятно, то есть произнесённые слова должны быть заведомо слышны и понятны автомобилисту. Недопустимо говорить скороговоркой, невнятно, тихо, в сторону (отворачиваясь), ведь автолюбитель не сможет понять с кем на самом деле, он общается.
Пункт 20 содержит очень важные положения. Дорога – это место повышенной опасности. Остановить автолюбителя мог не инспектор, а преступник (переодетый под сотрудника). Чтобы автомобилист не сомневался, кто перед ним предстал, инспектору необходимо чётко исполнять вышеуказанные положения.
Если данные требования сотрудником были нарушены, то автолюбитель всегда имеет право потребовать представиться надлежащим образом. Инспектор же обязан сообщить требуемые сведения, и не имеет право ссылаться на то, что он уже якобы исполнил требования пункта 20 Приказа 185.
Согласитесь, что самому сотруднику ГИБДД не понравиться, если автолюбитель будет сообщать свои данные (Ф. И.О.) тихо, невнятно, скороговоркой. Значить он понимает, что поступающий таким образом действует неправомерно.
В этом же пункте указано, что сотрудник ГИБДД обязан разъяснять автолюбителю права и обязанности во всех случаях ограничения его прав. Также автомобилисту должны быть разъяснены основания и повод для таких ограничений. При этом в тексте 20 Приказа №185 используется термин «разъяснить», а не термин «упомянуть вскользь». Термин же «разъяснить права» означает, что инспектор должен известить автолюбителя о правах, предусмотренных статьёй 51 Конституции РФ и статьей 25.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее – КоАП).
Это важный момент, так как из-за отсутствия определенного опыта или знаний автолюбителю может быть непонятно, на каком основании инспектор ограничивает его права. Логично, что такие ограничения всегда вызывают негативные эмоции. Сам инспектор также был бы наверно недоволен, если бы стали ограничивать его права. А если инспектор ошибочно обвинил автомобилста в нарушении ПДД?
Чтобы избежать какого-то непонимания, сотрудник обязан всё «разъяснять» автовладельцу. Неисполнение данного требования может привести к серьёзным последствиям, как для автолюбителя, так и для самого инспектора.
Важно! Заранее изучив права, предусмотренные статьёй 51 Конституции РФ и статьей 25.1 КоАП, автолюбитель застрахуется от возможных неприятностей при общении с сотрудником ГИБДД. Если права автолюбителя нарушаются, то нужно постараться обеспечить себя доказательствами (допущенных нарушений и невиновности).
Идём дальше. В 20 пункте Приказа 185 также указано, что водитель имеет право потребовать у автоинспектора предъявления служебного удостоверения в развёрнутом виде. Сотрудник ГИБДД не имеет право отказать в удовлетворении данной просьбы. При этом автолюбителю должно быть предоставлено достаточное время для ознакомления с документом. В противном случае (если сотрудник ГИБДД быстро махнет им перед лицом автомобилиста) теряется сам смысл этого действия. К тому же водитель должен убедиться, что перед ним настоящий инспектор, а не переодетый преступник.
Внимание! Очень важно понимать с какой целью законодатель ввел в законодательстве ту или иную обязанность для инспектора. Ведь действия автоинспектора могут формально не нарушать конкретный пункт Приказа 185, но противоречить принципам его деятельности которые, были заложены в законы России.
Пункт 21 Приказа 185 обязывает инспектора подходить к остановленному им автомобилю со стороны водительской двери. Автоинспектор может отступить от данного правила (подойти с другой стороны), если есть объективные обстоятельства: загрязненность дороги, угроза безопасности сотрудника, и т.д. В принципе автолюбителю, без разницы с какой стороны к нему подойдут, самое главное, чтобы не нарушали его права.
Пункт 22 Приказа №185 обязывает сотрудника ГИБДД подавать автолюбителям только чётки и ясные сигналы. Такие сигналы не должны оставлять сомнений в том, что они имеют отношение именно к конкретному водителю.
Данный пункт введен в вышеуказанный приказ не зря. Он страхует автолюбителей от неправомерных действий автоинспектора. Например, из данного пункта становиться ясно, что инспектор не может выскочить на проезжую часть в последний момент и махнуть жезлом уже проехавшему автолюбителю, а потом погнаться за ним на орущем патрульном автомобиле (при этом с большой долей вероятности ясно, что такой автолюбитель просто не заметит сигнала такой сигнал об остановке).
В неясных ситуациях автолюбитель имеет право остановиться и выяснить, не к нему ли относились сигналы подаваемые автоинспектором. Если конфликт на данной почве всё же возникнет, то автомобилисту не стоит забывать, что он (автолюбитель) не обязан ничего доказывать, а все доказательства якобы допущенного нарушения должны быть представлены сами инспектором (часть 3 статьи 1.5 КоАП РФ). Необходимо тщательно проанализировать, есть ли в ваших действиях вина, и исполнил ли сотрудник требования данного пункта.
Пункт 23 Приказа №185 обязывает автоинспектора не учить автолюбителя «уму разуму», не «читать лекции» при общении. Если инспектор считает, что было допущено нарушение Правил дорожного движения (далее – ПДД), то он должен ясно и убедительно сославшись на конкретный пункт ПДД всё разъяснить остановленному автомобилисту. То есть никто не имеет право относится к автомобилисту пренебрежительно только лишь из-за того, что он что-то (якобы) нарушил.
Естественно, сотрудник ГИБДД, обвинив автолюбителя, мог ошибиться. КоАП содержит немало оснований для отмены протокола (статья 24.5 КоАП), тем самым как бы давая понять автолюбителю, что инспектор – это не истина в последней инстанции.
Не стоит признавать того, чего не было на самом деле. Выслушав инспектора, автолюбитель должен понять, правомерны ли его претензии (было ли нарушение?). Ведь через несколько секунд (минут) придется говорить сотруднику ДПС своё мнение по поводу предъявленных претензий. При общении с автоинспектором учитывайте, что действие статьи 51 Конституции РФ никто не отменял.
К сожалению, результативность действий сотрудника ГИБДД, скорее всего, оценивается по количеству составляемых им протоколов. В таком случае сотрудник ГИБДД заинтересован в составлении протоколов или постановлений. Это обстоятельство может привести к серьёзному обвинительному уклону в его деятельности. Такая ситуация также может приводить к тому, что им не будут применять определенные положения законодательства улучшающие положение автолюбителя (например, статья 2.9 КоАП, предусматривающая возможность признания нарушения малозначительным или будет назначаться максимальное наказание, когда есть основания для назначения минимального наказания).
Критическое мышление автолюбителя при общении с сотрудником ГИБДД – это очень полезный навык, позволяющий оградить семейный бюджет от лишних трат. Помимо этого уплата несправедливого штрафа наносит автолюбителю серьёзный психологический урон.
В спорных ситуациях любой автолюбитель может не согласиться с протоколом ГИБДД. Порядок действий автомобилиста при несогласии с протоколом ранее уже разбирался, поэтому не будем на этом останавливаться, а продолжим читать Приказ №185.
Продолжение следует. |